Советы Монтессори

«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми» / Оскар Уайльд.

  • Дети учатся жить у жизни.
  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках, он растет с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Монтессори (Перев. с англ.)

Монтессори-игры

1. Игры с водой

Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек.
Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.

Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).

2. Игра «Аквариум»

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).

Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве «сачка», причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

3. Переливание воды

Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.

Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: «Где равные количества воды?», «Где воды больше?» Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.

4. Игры с водой и губкой

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.

Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки , стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

5. Игра «Ходьба по линии»

Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.

Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

6. Игры с бисером

Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока

Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

«Цветные дорожки»: бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

7. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.

Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Больше и меньше»

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.

Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

9. Игра «Чистка посуды»

Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).

Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

10. Игра «Уборка»

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.

Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка — развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками

Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки

На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-«липучки». Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками — они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. «Пришивать» такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.

12. Игра «В тишине»

Игрушки: любые предметы в комнате

В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

 

Игрушки детям от 0 до 3-х месяцев

От чего зависит развитие ребенка?

Прежде всего — от восприятия им окружающего мира, который дает о себе знать ребенку через все его органы чувств.

Новорожденный (от рождения до одного месяца) уже реагирует глазами и поворачивает головку на звуки, он следит за передвижением людей и предметов и отличает запах матери от запаха других людей.

В месяц он начинает распознавать звуки речи, в три месяца отличает лицо матери от ее фотографии.

В четыре месяца младенец связывает голос матери с ее лицом и отличает голоса близких людей от голосов незнакомых.

В этом же возрасте он уже различает плоскостные и объемные изображения.

В полгода ребенок узнает мать, опираясь лишь на зрительный образ.

Все перечисленное относится только к детям, выросшим в семье, где их брали на руки, качали, глядели им в глаза и разговаривали с ними. Дети же, выросшие при хорошем физическом уходе, но вне семьи, обычно отстают от своих сверстников в развитии.

Анализ этих и других данных привел ученых к двум основным выводам:

1) развитие ребенка зависит от того, сколько впечатлений и какие именно он получает через органы чувств. Для развития зрительного восприятия не безразлично, что находится перед глазами малыша: белый потолок или яркая игрушка. Для развития слуха важно, лежит ли ребенок в тишине или слышит пение и речь. Для тактильной и двигательной чувствительности важны движения, прикосновения, ощущения изменения тела, тепла и многое другое;

2) для развития малыша, однако, недостаточно создания вокруг него среды, обеспечивающей его надлежащей информацией об окружающем мире. Следует обратить внимание на то, что младенец воспринимает, прежде всего, голоса, речь, запахи, лица близких людей.

Избирательность восприятия мира младенцем проявляется уже в первые недели жизни. Расстояние, на котором младенец видит лучше всего, — 20-25 сантиметров, что соответствует расстоянию между глазами ребенка и матери во время кормления.

С помощью специальных методов наблюдения ученые установили, что малыши в конце первой недели жизни чаще и дольше рассматривают вертикальные фигуры сложной формы, оказывая предпочтение движущимся и объемным объектам, а несколько позже выделяют схематическое изображение лица из других сложных узоров.

Все это укладывается в схему восприятия человека и говорит о том, что ребенок генетически «запрограммирован» на взаимодействие с тем, кто ухаживает за ним, а значит, включение в мир человеческих отношений — одно из самых важных условий развития вашего малыша.

Ваш малыш не просто созревающий организм, развитие которого можно свести к физическому росту, и не существо, развивающееся только под воздействием впечатлений об окружающем мире, поступающих через органы чувств — это личность, нуждающаяся во взаимоотношениях с людьми не меньше, чем в уходе. Никогда не забывайте, что человеку с самого рождения мир открывается только через другого, и никакая радость не будет полной, если вы не разделите ее с другим. Ребенок не является исключением из этого правила.

Какие же игрушки нужны Вашему малышу, которые помогут вам создать развивающую среду, соответствующую возможностям ребенка?

Создавая развивающую среду для деятельности ребенка, не забывайте главного: никогда никакие игрушки не заменят ребенку вас и вашей любви.

Ряд игрушек, которые вы будете вводить в обиход малыша, можно не менять в течение нескольких месяцев, так как меняются действия, которые производит с ними ребенок: например, сначала он просто бьет по мячу, затем бросает его и смотрит, куда он покатится, позже он использует его в игре со взрослыми.

Меняется также и степень участия малыша в игре по мере его развития: одно дело — следить за машинкой, скатывающейся с горки, совсем другое — самому ставить машинку так, чтобы она съехала.

Иными словами, игрушки могут быть те же, но меняется уровень сложности игры, который, в свою очередь, зависит от уровня физического и психического развития ребенка.

1. Разноцветные «мобиле» (подвижные конструкции с укреплёнными на них пластмассовыми фигурками). Эти игрушки способствуют развитию зрения малыша, так как заставляют его фиксировать взгляд на движущемся предмете, стимулируют зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Не стоит подвешивать на «мобиль» много игрушек, 2-4 вполне достаточно, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.

Что вы можете сделать сами

Подвесьте над кроваткой плечики для одежды, круговую сушилку или пяльцы. Прикрепите к ним разноцветные ленты из ткани или тонкой цветной бумаги, а также колокольчики или бубенчики. (Их можно купить в зоомагазине или магазине, торгующим рыболовными принадлежностями.) Сам мобиль начнет двигаться, когда вы его качнете, а ленты на нем будут колыхаться даже от дуновения воздуха.

2. Воздушные шары. Они способствуют развитию зрения (стимулируют зрительное сосредоточение) и координации движений. Можно воздушный шарик привязывать к ручке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребёнок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.

Воздушный шарик не стоит надувать очень сильно и желательно брать небольшие по размеру шарики

3. Картонные кубики, призмы, шары с чёрно-белым геометрическим рисунком. Они также способствуют развитию зрения. Кубики подвешивают на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Эти объекты необходимо время от времени менять, чтобы они не надоели малышу.

Что вы можете сделать сами

Контрастные картинки
На альбомном листе нарисуйте черные волнистые линии. Линии должны быть яркими, поэтому рисовать лучше тушью или черной краской. Толщина линий около 1 см. Кроме волнистых линий, вы можете нарисовать круги, спирали, подобие шахматной доски. В этом возрасте сложные орнаменты нравятся ребенку больше, чем простые, поэтому не бойтесь на одном листе расположить несколько рисунков.

Яркий чехол для бутылочки
Вы можете связать яркий полосатый чехол из остатков пряжи, сшить его из куска яркой махровой ткани или просто вставить бутылочку в полосатый носок.

4. Схематическое изображение человеческого лица. Малыш наделён способностью узнавать человеческие лица, и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.

Что вы можете сделать сами
Изображение лица
На круге из картона нарисуйте контрастное лицо. Техника рисования та же, что и в предыдущем описании. Особенно ярко выделите глаза и рот. Вы можете добавить к изображению волосы из пряжи.

5. Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки, резиновые пищалки). К 3-м месяцам у крохи формируется реакция локализации источника звука, то есть малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Что вы можете сделать сами
Мячик с колокольчиком
Сделайте мягкий мяч, заполнив сеточку кусочками ткани и завязав ее для безопасности. Внутрь поместите круглый колокольчик (бубенчик) или маленькую погремушку.

Мягкая звучащая игрушка. Несколько погремушек сложите в целлофановый пакет и подвесьте над кроваткой или привяжите его к стенке.

Погремушки. Интересные и разнообразные по звучанию погремушки можно сделать из разных пластиковых бутылочек, наполнив их фасолью, горохом, разными крупами, мелкими и легкими металлическими изделиями (гайками, шурупами). Прежде чем дать их ребенку, убедитесь, что он не сможет их открыть. Лучше для безопасности обернуть крышку скотчем или изоляционной лентой.

Примечание. Разные виды игрушек с бубенчиками продаются в магазинах для животных. Они практически ничем не отличаются от обычных и наверняка понравятся вашему ребенку. Если вы не хотите давать их малышу в том виде, в каком они продаются, вы можете использовать только бубенчики.

6. Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать. Они формируют у малыша представление о двигательных возможностях рук, способствуют развитию координации движений. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов и разных способов захвата рукой.

7. Поющий волчок, игрушки типа «Ванька – встанька». Такие игрушки способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей. Эта игрушка предназначена для игры малыша с взрослым. К примеру, возьмите малыша на руки, покажите и дайте потрогать ему волчок. Раскрутите волчок и, после того как он начнёт гудеть, скажите «Послушай, как поёт волчок!». Играя с «Ванькой-встанькой», покажите малышу, как раскачивается игрушка-неваляшка. Продолжайте играть до тех пор, пока малышу не надоест. Со временем ребёнок сможет справляться с этими игрушками самостоятельно.

8. Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку. Он способствует развитию координации движений рук и развитию слуха (стимулирует слуховое сосредоточение). Браслет надевается малышу на запястье, попеременно на правую и левую руку. Малыш размахивает ручками, колокольчики позвякивают и привлекают внимание.

Что вы можете сделать сами
Браслет на ручку. Его можно связать из яркой пряжи либо сшить из ткани или тесьмы. Бубенчик лучше вшить, сделав для этого заплатку. Вязаный браслет натягивается на ручку, а для сшитого сделайте застежку из «липучки». С этой же целью можно использовать кошачий ошейник с бубенчиком.

9. Игрушки из разных тканей (например, меха, фланели, перышек и т. д.) Ощупывание различных поверхностей способствует развитию тактильной чувствительности. Касаясь поверхностей различных материалов, малыш получает богатую информацию о разнообразии окружающего мира.

Что вы можете сделать сами
Игрушки для ощупывания. Используйте яркие бытовые предметы с различной поверхностью: щетки, пластиковые и металлические чашки, катушки, хохломские ложки, кусочки разной ткани (вельвет, шелк, мех, махровую ткань, букле и т.д.) Если вы сошьете из ткани мешочки, в них можно будет помещать звучащие игрушки, которые уже надоели малышу. В новом качестве они снова станут ему интересны. Попробуйте использовать для ощупывания мешочки с фасолью, горохом, песком и другими сыпучими материалами. Все это подвешивайте на резинке или кладите на грудку ребенка, подождав, пока он не соединит на игрушке ручки.

10. Деревянные или пластмассовые кольца, закреплённые над кроватью. Данные кольца развивают представление ребёнка о своих двигательных возможностях, способствуют развитию координации движений. К концу 3-го месяца над кроваткой прикрепляют кольца таким образом, чтобы они были доступны для малыша. Такие игрушки нужны для того, чтобы малыш научился двигать полуоткрытой ладошкой по направлению к предмету.

Напомним, что взаимодействие со взрослым, общение с ним активно влияют на познавательную деятельность ребенка, дают значимый дополнительный импульс к «исследовательской деятельности» малыша. Поэтому необходимо не просто покупать игрушки и давать их детям: важно самим уметь или научиться играть с ними, и делать это с удовольствием.

Успехов вам в воспитании вашего крохи!

Для подготовки материала использованы работы кандидата психологических наук Павловой Любови Николаевны

Рисование с крохой

Многие мамочки даже не представляют, что начинать с малышом рисовать можно уже тогда, когда он научился сидеть… В это время можно использовать приемы ладошкового и пальчикового рисования. Для этого понадобятся листы формата А3 (можно использовать остатки обоев, разрезав из на листы), толстая кисточка (можно малярную), пальчиковые краски – если малыш лизнет ладошку, выпачканную такой краской ничего страшного не случится. Для первого раза можно нарисовать ладошку в ладошке.

Сначала мамочка ставит отпечаток своей ладони, предварительно намазав ее одной краской из 4-х основных цветов – красной, синей, зеленой или желтой. Дайте отпечатку слегка подсохнуть. Очень аккуратно, чтобы не доставить малышу неприятностей и не испугать его, намажьте его ладошку другой краской. Затем в мамочкиной ладошке ставится отпечаток ладошки малыша. С помощью ладошки можно нарисовать цветок, солнышко, букет, рыбку и многое другое – стоит только мамочке немного пофантазировать. Когда кроха освоит этот прием, можно начать рисовать пальчиками…

На втором году жизни занятия можно разнообразить

Вам понадобятся:

— восковые мелки;

— пальчиковые краски (но можно уже использовать и гуашь, только следите, чтобы ребенок не облизывал кисточки и испачканные руки);

— карандаши (толстые, цветные);

— кисти;

— цветная бумага;

— бумага для рисования;

— ножницы с тупыми концами;

— клей – карандаш или ПВА;

— клеенка;

— фартук или хитончик (его можно смастерить из старой папиной рубашки);

— тряпка;

— баночка для воды;

— палитра;

— точилка.

Все вышеперечисленное положите в коробку и храните в месте, недоступном для ребенка. Начиная работать с малышом, доставайте лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Продолжительность занятий в зависимости от настроения и желания крохи.

Рисование карандашами и восковыми мелками

Дайте малышу подержать несколько карандашей (1 — 3 штуки). Не забудьте называть цвет. Лучше всего давать крохе карандаши тех цветов, с которыми он чаще всего встречается, — оранжевый, желтый, синий, зеленый, красный. Ребенок вначале должен поиграть с карандашами.

Внимание: малыш может попробовать карандаши «на зуб». Не допускайте этого. Скажите твердо: «Нельзя! Это не едят». После того как ребенок «поиграет» с карандашами, сделайте на листе бумаги два-три штриха. Если малыш заинтересуется, предложите ему тоже порисовать. Годовалый художник может нанести несколько штрихов одним из цветов. В следующий раз предложите крохе сделать штрихи, используя разные цвета. Постепенно расширяйте цветовую гамму, называя цвет. Такая же методика используется при рисовании восковыми мелками. Рисуйте вместе с ребенком рельсы, лесенку, солнышко, травку… Называйте, что вы рисуете и какой цвет используете. Главная ваша задача — дать малышу возможность рисовать любым цветом все, что он хочет. И запаситесь бумагой!

Добавим аппликации

Из «каракулей» юного художника, выполненных разными цветами, можно сделать прекрасную картину. Предложите малышу разрисовать пол-листа бумаги разноцветными карандашами, мелками и т. п. Получите «каракульный» цветной фон. Затем наклейте на фон фигурки птичек, животных (их надо приготовить заранее). Первую аппликацию сделайте сами, объясняя ребенку, что вы делаете и зачем. Для малыша вы волшебник. Бумажный слоник, который падал, будучи не приклеенным, с листа бумаги не падает! Попросите кроху помочь вам приклеить картинку. Поиграйте в прятки: накройте готовую аппликацию листом чистой бумаги – «слоник спрятался», а затем откройте – «слоник пришел к нам в гости».

Если ребенок будет тянуть клеящий карандаш или клей в рот, скажите твердо: «Осторожно, это не едят!» Ваш голос должен быть таким, каким вы обычно предупреждаете ребенка об опасности. Фантазируйте!
Рисование красками

Краску лучше положить в палитру. Кисточкой можно делать «следочки» на бумаге.   Для рисования красками нужна специальная бумага (она продается в папках для рисования) или ватман (подойдут даже светлые обои). Чем больше формат бумаги, тем больше поле деятельности и шире «полет фантазии». Если вы увидели в «художествах» ребенка что-то интересное, похожее на кошечку, птичку, собачку и т. п., то для того, чтобы сохранить это произведение «для потомков», отвлеките ребенка, дайте ему чистый лист бумаги. Здесь уже необходим полет вашей фантазии — сможете ли вы что-то разглядеть в «каляках-маляках». Если же в них «шедевр» не проглядывается, воспользуйтесь приемом «паспарту». Например, если каракули зеленого цвета, то на чистом листе нарисуйте силуэт яблока, вырежьте его, не разрезая листа, начав из серединки. Вырезанное яблочко отложите, оно вам может потом пригодиться для других уроков творчества. А лист с вырезанным силуэтом наложите на зеленые каракули. Посмотрите, какое славное зеленое яблоко получилось.

В дальнейшем цветовую гамму следует расширять, предлагать ребенку 3 — 4, затем и большее число цветов. Начинайте с основных цветов: красного, зеленого, синего, желтого. Не забудьте и белый цвет. Малыш сам будет смешивать краски. Не мешайте творчеству. Не давайте советов. Не пытайтесь что-то подправить, помочь. Иногда дети просят что-то нарисовать — тогда рисуйте.

Когда и в чем?

Рисование красками — особое занятие. Оно требует большого внимания и терпения со стороны мамочки и малыша. Рисовать красками чаще одного-двух раз в неделю не следует: эмоциональная нагрузка для малыша может быть велика. После рисования приготовьтесь умывать и даже купать карапуза, ну а уж о мытье рук и говорить не приходится. Рисовать нужно в фартуке или в симпатичном защитном хитончике. Можно и просто в памперсе. Маме и папе о спецодежде тоже следует позаботиться. Стол и пол вокруг него застелите клеенкой. Для этой цели можно в магазине для дачников купить тепличную пленку, она двойная и недорогая.

Все произведения малыша вы, конечно, не сохраните, но к творчеству нужно отнестись с уважением. Никогда на глазах ребенка не уничтожайте его рисунки. Из лучших рисунков крохи можно сделать великолепную выставку.

Кистью или пальцем?

Большинство детей до двух лет предпочитает рисовать просто пальчиками, но для развития координации движений полезно хотя бы иногда предлагать им кисточку. Выберите мягкую кисть самого большого размера, обрежьте ее ручку так, чтобы малышу было удобно держать, а сверху наденьте обычную резиновую соску, чтобы он не поранился острым кончиком.

Удобнее всего, если кисточек будет столько же, сколько и красок. В этом случае вам не придется тратить время на полоскание, ведь «урок живописи» будет длиться считанные минуты, и жаль потерять хотя бы несколько из них. Для начала не стоит давать малышу больше одной краски за раз. Обмакните кисточку в краску и назовите ее: «вот красная краска», потом повторите еще несколько раз: «Как хорошо Ваня рисует красной краской» и т.д. Позже можно попробовать предложить ребенку выбор: «ты возьмешь красную краску или синюю?» Вряд ли до полутора-двух лет имеет смысл оставлять кроху наедине с целой коробкой красок. Изобилие лишь собьет его с толку.

А что получится?..

Ближе к двум годам малыш начнет самостоятельно интересоваться рисованием. Собственно, самые первые детские рисунки — это не столько художественное творчество, сколько «научные эксперименты»: что получится, если поводить вот этой смешной палочкой по обоям? А что будет, если окунуть пальчик в баночку с яркой густой массой, а потом размазать ее по животику?

Если вы будете терпимы к неизбежным небольшим разрушениям, сопровождающим эти «опыты», малыш очень скоро освоится в мире красок и карандашей. Лучше всего смириться с этапом «наскальной живописи» и по его окончании просто переклеить обои, но если бабушка или муж не разделяют ваших эстетических пристрастий, запаситесь большими листами ватмана, оберточной бумаги, а еще лучше — самыми дешевыми обоями, которые можно просто раскатывать на полу или укрепить рулон на стене в детской и отматывать по мере необходимости.

Этапы большого пути

Сначала малыш будет покрывать бумагу ломанными линиями, которые после перейдут в плавные кривые и, наконец, замкнутся в круг. И вдруг малыш осознает, что круг похож…правильно, на голову! А если пририсовать глазки-ручки-ножки, то выйдет человечек. Так появляется «головоног», который станет важнейшим этапом самопознания малыша и началом его сознательного творчества.
Наступает эпоха «семейных портретов»: самый лучший «головоног» — это, конечно, сам малыш, самый красивый — мама, самый сильный — папа… Бесполезно спрашивать на этом этапе, почему у папы нет животика, а у мамы ушек. Ведь малыш вовсе не отображает реальность, а создает собственный мир, который будет расширяться и усложняться, вмещая в себя все новые открытия вашего крохи. Постепенно в нем заведутся звери и птицы, вырастут цветы и деревья, появятся дома и машины. Каждый ребенок проходит этапы «графического развития» в своем, присущем лишь ему одному темпе. Если соседский ребенок уже давно рисует елочки и собачек, а ваш все еще заполоняет стены детской головоногами, не торопите его и, тем более, ничего не навязывайте, не «учите рисовать». И все же, если к трем-четырем годам малыш вообще не начал рисовать, стоит проконсультироваться у психолога: возможно, такое отставание связано, например, с тем, что у малыша не определилось ведущее полушарие, и это тормозит развитие графических навыков.

Предоставьте ребенку возможность познакомиться с разнообразными изобразительными материалами.

Рисовать можно:

— гуашью,

— акварелью,

— карандашами деревянными или восковыми,

— масляной пастелью, фломастерами,

— мелом.

Рисовать можно на:

— обычной писчей бумаге,

— плотной бумаге,

— цветной бумаге,

— рифленой бумаге (обойной, например),

— картоне, картонных коробках,

— стене в ванной,

— пластмассовом столике,

— асфальте,

— других материалах и предметах.

Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:

  • никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам;
  • никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия;
  • никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения)
  • никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа;
  • поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное – это именно его фантазия;
  • рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену;
  • рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также;
  • рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.

Каким же приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?

Работа с красками:

— правильно держать кисточку;

— правильно макать ее в краску (не окуная больше, чем надо), снимать краску с кисточки об край баночки;

— правильно ставить кисточку на бумагу: ставить только кончик щетины, не прижимая всю кисточку к бумаге;

— правильно водить по бумаге, не царапая ее металлическим чехольчиком;

— делать на бумаге «пятнышки» (примакивание) и полосочки;

— закрашивать часть листа или весь лист;

— видеть определенные образы в случайных «рисунках» (развиваем фантазию);

— смешивать краски на палитре, на листе;

— делать более светлые оттенки цвета, смешивая нужную краску с белой краской или с водой;

— обращать внимание на «поведение» краски на мокром листе, на цветной бумаге, на рифленой, глянцевой, шершавой бумаге или картоне.

Работа с карандашами, фломастерами, пастелью, мелками:

— научите малыша правильно держать карандаш (фломастер и пр.)

— учите его водить карандашом по бумаге, не нажимая сильно и не прорывая ее,

— учите малыша рисовать точки, линии, круги, овалы,

— учите закрашивать фигуры.

Лепка из пластилина:

— научите малыша отрывать кусочки пластилина от бруска, разминать его пальчиками,

— наклеивайте и намазывайте пластилин на бумагу или картон,

— катайте пластилин по столу, научите скатывать колбаски и шарики,

— прилепляйте слепленные колбаски на бумагу (просто так и на нарисованные вами сюжетные картинки – дорожки и пр.),

— влепляйте в размазанный по картонке пластилин разнообразные мелкие предметы:
бусины, бисер, пуговицы, скрепки, крупу и макаронины, палочки, спички, маленькие камушки, скорлупки от орехов, другой природный материал, проволоку, веревочки, кусочки ткани.

— рисуйте на пластилине спичками, палочками, старыми карандашами,

— ставьте на пластилине отпечатки крышками от старых фломастеров, от пузырьков, ключами, другими мелкими предметами, создавая узоры или простые рисунки.

Это все поможет малышу развить фантазию, научиться владеть разными приемами работы со всевозможными материалами. Остальное – дело времени.

Творческих успехов Вам и Вашему малышу!